Эпиграф

Достигли ли почестей постных, 
Рука ли гашетку нажала,
в любое мгновенье не поздно - 
начните сначала!

Андрей Вознесенский

Печать

План-конспект урока по географии в 9 классе «Что делать?»

Автор: Желиба П.И.. Размещено в Школьные уроки

Рекомендуемый возраст 16-18 лет

«Что делать?»

Обобщение материала по разделам «Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география», «Территориальная организация и районирование России». 2 часа.

Цель: Сформировать у учащихся осознанное устойчивое представление о катастрофическом состоянии экологии на территории всей страны, систематизируя и обобщая материал по ранее изученным темам.

Задачи:

Обучающие:

  1. На основе комплексного подхода систематизировать знания учащихся, охватывая и физ. географию, и экономику района, и специализацию блога , и уровень экологической опасности.
  2. Дать представление о Римском клубе и его деятельности.
  3. Методом индукции, через освещение конкретных экологических проблем в каждом районе, подвести к ясности понимания экологической опасности.
  4. Оперируя экономическими данными подойти к раскрытию понятия экология.
  5. Окончательно закрепить в сознании учащихся понятия: экология; энергосберегающая, материалосберегающая, природоохранная технология; интенсивный тип производства; биосфера; город-завод; урбанизация; техногенная; пестициды; химизация; механизация; Римский клуб, час земли, день Земли, антропогенные ландшафты.

Развивающие:

  1. Развитие экологической культуры.
  2. Развитие навыков отслеживания причинно-следственных связей.
  3. Развитие способности критически оценивать ситуацию, информацию, позицию.
  4. развитие навыков анализа статистических данных, картографических данных.

Воспитательные:

  1. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
  2. Формировать представление о чистой окружающей среде.
  3. Воспитывать чувство личной ответственности за события, происходящие на Земле.

Оборудование: карта физическая РФ, карты экономических районов, таблицы со статистическими данными; фото Чернобыльской АЭС, Байкала, промышленных районов различных сибирских городов, любой ГРЭС, доска для составления круговой диаграммы.

План урока

1.Римский клуб. Поставленные клубом проблемы. Работа с понятиями.

2.Составление схемы-конспекта «Район России - межотраслевые комплексы - экологические проблемы» с четким отслеживанием причинно-следственных связей.

3.Дискуссия о причинах и путях выхода. Человек или государство в решении проблемы.

Ход урока

- Цель нашего урока не только еще раз переработать весь изученный материал, нужно серьезно подготовиться к разговору об экологии, который может состояться в вашей жизни в любой момент. Для этого надо иметь конкретные знания, понимание того, о чем вы говорите и, главное, убеждение, что об этом надо говорить.

  1. Римский клуб. Что вы знаете о нем? О чем он хотел предупредить человечество 40 лет назад? В России услышал ли кто-нибудь предупреждение? Постараемся на нашем занятии найти ответ на эти вопросы.

Римский клуб - международная общественная организация, созданная итальянским промышленником Аурелио Печчеи и генеральным директором по вопросам науки ОЭСР Александром Кингом 6-7 апреля 1968 года. Привлечение внимания мировой общественности к глобальным проблемам посредством своих докладов – главная задача. Исследователи независимы.1970 год. Опубликованы результаты исследования в первом докладе Римскому клубу под названием «Пределы роста». Авторы доклада пришли к выводу, что если современные тенденции роста численности населения, индустриализации, загрязнения окружающей среды, производства продовольствия и истощения ресурсов будут продолжаться, то в течение следующего столетия мир подойдет к пределам роста.

Спасение: энергосберегающая, материалосберегающая, природоохранная технология и интенсивный тип производства.

Учащимся предлагается объяснить каждое из понятий. На примере конкретных предметов (телевизор, хлеб) еще раз объяснить понятия.

Тогда в 1970 году на каждую тысячу французских рабочих приходилось 636 автомобилей, 769 телевизоров, 844 холодильника.

Для учащихся: Как можно истолковать данный факт?

- Массовому производству соответствует массовый спрос.

- Рынок товаров длительного пользования близок к насыщению, экономический кризис приближается.

- Эксплуатация природных и человеческих ресурсов достигла катастрофических размеров.

Римский клуб попытался заставить увидеть это широкую общественность.

2. В течение урока составляется круговая схема-конспект урока.

В центре надпись «Человек». Все созданное в экономике, в производственной и непроизводственной сфере, создано человеком, для человека, для удовлетворения его потребностей.

В конце занятия на последнем круге круговой схемы учащиеся должны увидеть: человек сегодня не в состоянии удовлетворить самые элементарные потребности: в воде, в воздухе, в пище – без ущерба своему здоровью, а значит, своей жизни.

Места для человека в биосфере нет.

В центре схемы – человек.

Во втором круге – названия всех экономических районов России.

В третьем – ведущие межотраслевые комплексы района

В четвертом – конкретная экологическая проблема данного района.

Пятый круг - нет человека. Возможны ассоциации с Землей. Последним кругом можно подчеркнуть ограниченность всех ресурсов.

И затем начинаются поиски выхода.

Здесь предлагается таблица, но лучше круговую схему.

Название экологического района

Ведущие межотраслевые комплексы

Одна из острейших экологических проблем

Наличие экологическиих проблем

Центральный район

Машиностроение,

химическая промышленность

Высокий уровень урбанизации,

Чернобыльская АЭС.

много

Северо-Западная Россия

Машиностроение, инфраструктурный

Балтийское море,

Невская губа

много

Европейский Юг -Северный Кавказ

Агропромышленный комплекс

Азовское море

много

Поволжье

Машиностроительный, конструкционных материалов, топливно-энергетический,

агропромышленный.

«Большая Волга»

много

Европейский Север

Лесохимический, металлургия.

Тундра, лесотундра.

много

Урал

Машиностроение, конструкционных материалов

Город-завод, радиационное загрязнение

много

Западная Сибирь

Металлургия, топливно-энергетический (Добывающая промышленность)

Создание нефтехимического комплекса на Иртыше.

много

Восточная Сибирь

Топливно-энергетический, металлургия,

химическая промышленность

Братская, Красноярская, Саяно-Шушенская, Иркутская ГЭС.

ИРКАЗ

Байкал

много

Дальний Восток

АПК(рыбоперерабатывающее производство),

Лесохимический комплекс

 

Сахалин

много

Схема составляется вместе с детьми и предполагает обязательную работу с картами, учебным материалом, фото- и видеоматериалом.

Еще раз целесообразно вернуться к понятию экология.

Ребенок должен видеть территорию, город, горы, реки и озера на карте, фото, видео, в цифрах.

3. Человечество получило предупреждение 40 лет назад. Оно оказалось ложным, данные были преувеличены? Почему по-прежнему не нашли способов спасения? Почему люди не знают о Римском клубе?

Как спасти людей, живущих в Центральном районе а Москве? В маленьком городке на Урале? В Кадае в Забайкальском крае?

Есть ли выход.

2 варианта дальнейшего хода урока:

1 вариант: Учащиеся предлагают выходы. (Возможно утверждение отсутствия выхода).

Затем в предложенном списке спасительных действий выделяем необходимость понимания каждым важности решения экологических проблем. Это уже выход на понятие

экологическая культура и начинаем логически выводить ребенка (очередной раз за урок) на сопричастность ко всему происходящему.

Экологическая культура, экологическое образование – для каждого.

Результат: думающий об экологии проектировщик, градостроитель, чиновник, государственный деятель, фермер, дворник, покупатель, водитель и т.д.

2 вариант:

Выдается раздаточный материал с текстом: «Способность человека воспринимать новую информацию вообще ограничена, а если он существует в нищенских условиях, не имеет ни еды, ни жилья, его вряд ли взволнует перспектива уничтожения всего живого в ядерном пожаре или экологическое бедствие. Мы ясно видим, как сложившаяся сегодня в нашей стране ситуация отодвигает грядущие глобальные опасности на второй план – внимание накаленного общества направлено на борьбу за выживание». Д.М.Гвишиани

- Согласны ли вы с подобным объяснением состояния экологических проблем в России?

- Перед обществом развитых стран Запада не стоит вопрос о выживании. Но и они не решили всех проблем. Почему?

4.

27 марта – час Земли.

22 апреля – день Земли.

Могут ли подобные акции что-либо изменить.

Что они могут изменить в Кадае, в сознании кадаинцев, если это возможно?

5. Домашнее задание.

На примере Калганского района показать влияние различных видов хозяйственной деятельности человека на окружающую среду и здоровье человека.

Составить круговую схему по данной работе, подобную составленной на уроке.

 

Использованная литература:

1.Всеобщая история. Новейшая история.9кл.: Учеб. для общеобр. Учреждений/О.С.Сороко-Цюпа, А.О.Сороко-Цюпа..- М.:Просвещение, 2009.-с.165-177.

2.География России. Население и хозяйство.9кл.: Учеб. для общеобразоват. Учреждений/В.П.Дронов, В.Я.Ром. - М.: Дрофа, 2006.-384с.

3.Гвишиани.Д.М. Пределы роста – первый доклад Римскому клубу. http://alt-future.narod.ru/Future/predel.htm

4.Римский клуб. http://ru.wikipedia.org/wiki/

5.Час земли.http://www.wwf.ru/resources/news/article/6006

 

Ожидаемые результаты:

1.Усвоение знаний по экономической географии.

2.Знание экологических проблем России: города-заводы, радационное заражение, Чернобыльская АЭС, Байкал, трубопроводы на северных территориях, жизнь в большого города и т.д.

3.Понимание детьми глобальности экологических проблем.

4. Активное участие в акциях «Час Земли», «День Земли» и др.

5. Усвоение понятий и терминов до уровня употребления в своей речи.

 

Template Joomla 1.6
Template Joomla 1.6